1 См.: Ю. Холопов

1 См.: Ю. Холопов. В сб. «Музыка и современность», вып. 1. М., 1962; Ю. Кон и Ю. Холопов. 1 Хиндемит излагает эту концепцию в книге «Мир компози­тора». О теории основного тона в гармонической концепции Хиндемита. В строении произведений Хиндемит стремится, по его собственным словам, «к равновесию и созна­тельной пропорциональности» («Мир композитора»).

Понять новизну этого направ­ления современной музыки во многом помогает теоре­тическая концепция Хиндемита, изложенная в его «Руководстве по композиции» («Unterweisung im Ton­satz». Теория Хиндемита предлагает новую систему гар­монии на основе двенадцатиступенной тональности, включающей и нетерцовые аккордовые образования1.

О теории Хиндемита

2 В польском «Лексиконе композиторов XX века» о Хиндемите говорится: «В гармонии и фактуре композитор в большой степени зависит от доминирующего линеаризма. Наконец, свою теорию ладотональной системы Хиндемит продемонстрировал на практике в созданном вскоре после «Руководства» полифоническом фортепианном цикле «Ludus tonalis» («Игра тональ­ностей»).

Хиндемита формируется при помощи линеарности и образована по типу староклассической контрапунктики (во всей теории центр тяжести лежит на технике «nota contra notam»). Предель­ная степень этого качества, как пишет Хиндемит, «может быть достигнута только лишь гением…

Полифонические методы ценились Хиндемитом не только благодаря их точности и соразмерности. Это относится и к рацио­нализму XVII века, и к рационалистическому мировоз­зрению Эйнштейна.

Среди многочисленной научной и популяризатор­ской литературы по этому вопросу см.: Г. Вейль. Симметрия. Еще в 1927 году И. Глебов и М. Друскин обратили внимание на импрессионистские эпизоды музыки Хиндемита, (см. там же, стр. 32, 37, 16, 21; последние – в статье И. Глебова «Элементы сти­ля Хиндемита»). Ludus tonalis» воплощает новую ладовую концеп­цию Хиндемита. 4 категории, в соот­ветствии с 4-мя временами года, 4-мя темпераментами и т. д. Альбрехт Дюрер, изображавший 4 темперамента, был во власти этих средневековых представлений.

В каждой из них – по три экспозиции на основе еди­ного тематического материала и развитые разработки1. 1 4-я фуга – двойная, и, кроме того, с первой двойной экспози­цией: темы и ее обращения (такт 9 от начала).

Но, как и в других отмеченных случаях, общее сходство соче­тается с индивидуальными отличиями мелодий. В крайних фугах – 1-й in С и 12-й in Fis – можно наблюдать черты некоторого подобия. В интерлюдиях тоже можно усмотреть некоторые подобия и обратные контрасты пар, симметрично _расположенных. Можно заметить, что даже в наиболее «симметрич­ных» частях цикла – прелюдии и постлюдии – имеются отклонения от точной симметрии.

Именно «высокоразвитое чувство пропорции» в осо­бенности привлекло Хиндемита к музыке Баха, к его совершенному контрапунктическому мастерству

Но в сущности она является ладовой концепцией со­временной тональной полифонии. Тональные, контрапунктические и пианисти­ческие упражнения» – таков подзаголовок этого про­изведения. Это всегда интонация – высказывание мыслей в голосоведении… 1 Р. Рети пишет о Вагнере: «…пророческое значение его гармо­нических конструкций, особенно в «Тристане», вне сомнений…

Рудольф Рети. Тональность в современной музыке. 2 Б. В. Асафьев. Он и его единомышленники считали «Kunst der Fuge» «вели­чайшим произведением, открывшимся нашей эпохе»2). Мысль о мировой гармонии – одна из самых главных сквозных идей нового времени, – читаем мы в статье Б. Кузне­цова. Рационализм вырывает этические нормы из-под власти традиционной веры и связывает их с универсаль­ной гармонией мироздания…

Им созданы немало дерзких гротесковых музы­кальных пародий и, наряду с ними, глубоко впечатляю­щие лирические и трагедийные страницы. Творчество его, особенно раннее, явственно1 выразило урбанисти­ческие настроения и экспрессионистскую экстатическую трагедийность. Поэтому он шел в своем творчестве к ясности концепций и душевному просветлению, находя опору в уравновешенном эмоциональном строе и кон­структивном совершенстве искусства.

Хиндемит – художник очень разный в различные периоды творчества и в отдельных своих произведе­ниях. Вера в долговечность и действенность конструктив­ных принципов старого контрапунктического искусства была присуща и Хиндемиту. В сб. «Будущее науки», М., «Знание», 1968, и т. д. Для теории музыки этот вопрос имеет специальное значение.

Еще про iPhone:

  • Нижний Новгород — 2ГИСНижний Новгород — 2ГИС На онлайн карте на данной странице отмечено расположение дома номер семнадцать по улице Страж Революции города Нижнего Новгорода Нижегородской области. Все почтовые индексы, […]
  • ГДЗ по алгебре 9 класс Виленкин Н.Я. 8-е изданиеГДЗ по алгебре 9 класс Виленкин Н.Я. 8-е издание Etsuite oneworld global business management solution deployed at the subsidiary level. Решебник по алгебре для 6 класса дорофеев, петерсон можно скачать. Теперь функция snap позволяет […]
  • Куда пропали 10 древних цивилизацийКуда пропали 10 древних цивилизаций Но это не первая цивилизация. Зарождение цивилизации. Первые цивилизации Древнего мира достигли впечатляющих успехов в развитии. Примерно в это же время возникла цивилизация Древнего […]
  • Четное или нечетное число — Математика и логика — Развитие ребенка с IQshaЧетное или нечетное число — Математика и логика — Развитие ребенка с IQsha Целое число называется четным, если оно делится на 2; в противном случае оно называется нечетным. Однако тогда число звеньев должно быть четным. 2. Сумма трех целых чисел четна. Четно или […]