2. Пренесение мощейсвятаго первомученика и архидиакона Стефана.

Разумей Христа от семени Давидова, Который именуется Избранным: потому что и Бог Его превознесе(Флп. 5 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…».

Вся бо люди своя научи веровати / и покланятися в Тро­ице единому Богу, / идолы же разрушив, попра / и израсти нам своя чес-тныя леторасли, / Романа и Давида. Ты, говорит, Господи, сказал о Давиде: Я дал помощь мою сильному, где сильным, по-видимому, называет Бог Давида, как царя; так как древние называли царей сильными и властителями.

2. Пренесение мощейсвятаго первомученика и архидиакона Стефана.

Удивительна благодать Божественного Духа, как Он легко совокупляет с обстоятельствами Давида то, что относится ко Христу и образом или подобием прикрывает истину. Симмах перевел так: Тогда Ты говорил посредством видения сынам твоим. Ибо, по словам Феодорита мы познали бывшие чрез пророков обетования, так как их называли зрящими и видящими.

Вход. Прокимен дне и чтения. И поем многолетны. В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. 7 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от ве́ка…».

Слава, и ныне» – светилен праздника (см. в службе прп. Феодоры). Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4-й: «Вознесы́йся на Крест волею…». Пятое воздвижение, снова лицом на восток, совершается как и первое.

1. Происхождение честных древЧестнаго и Животворящаго Креста.И память святых седми мученик Маккавей,и матере их Соломонии, и учителя их Елеазара.

Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, / и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. А это значило сказать: Я дал сильную помощь, чтобы немощные и преобладаемые сатаною могли прибегнуть к Сильному.

Hapечиe – тогда, принято здесь за выражение: в приличное время; Ты говорил именно то, что относится ко мне – Давиду; в видении, вместо: в чувствовании, так как видение чище и чувствительнее других. Так и в книге Исхода написано: и весь народ видел голос Господа (Исх. 20,18), вместо: чувствовал; сынами Божиими называет пророков, как возлюбленных Богом за добродетель.

Некогда Ты дал обетование о Давиде, что сделаешь его грозным для врагов, расширишь его власть над народами и морями, сделаешь его первенцем между всеми царями. За помощь в оцифровке текста и подготовке к публикации благодарность достопочтенному florentioslg.

Сотворю, и кто отвратить то; сице глаголет Господь Бог, избавляяй вас Святый Израилев. Спогребохомся убо Ему Крещением в смерть, да, якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. Светильницы, просветивше вселенную всю благочестием и верою,/ вы явистеся воистинну, боговенчанне Владимире с праматерию Еленою славною./ Вас возлюбившаго Христа и мы славословим, дивнаго во святых. Ектения и отпуст, на немже поминаем святаго равноапостольнаго князя Владимира.

И святаго: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится. Мч. Андрея Стратила́та и иже с ним. Донской иконы Божией Матери. Слава» – Богородицы (Донской иконы), «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Прииди́те, празднолю́бных собо́р…» (см. в службе мч. Андрея Стратилата). 1 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах».

Свт. Афанасий Великий

В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. 3 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе.

Блж. Феодорит Кирский

4 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). 5 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 8-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 4-го гласа в Октоихе, без стихов). Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ра́дуйся, Богома́ти Пречи́стая…».

На порядок пения тропарей и кондаков по входе это обстоятельство не влияет. Шестеричная служба святых Богоотцов Иоакима и Анны соединяется со службой попразднства Рождества Пресвятой Богородицы(А).

Когда Тот, о Ком сказано: Бог бе Слово, родился по плоти от жены, и произошел человек, пребывая, как был, Богом; тогда, ради тебя приняв суд, наименован Христом. Вы Мне свидетели, и Аз Господь Бог, и еще от начала Аз есмь: и несть от рук Моих избавляяй. Давид же и сильным и избранным из многих тысяч, по выражению Песни (Пес. 5,10), называет Христа; поколику Он помазан Духом Святым на архиерейство и царство, и родился от семени Давидова.

Еще про iPhone: