Движение как атрибут бытия: В

Гераклит не просто поставил огонь на место воды и воздуха. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Огонь у Гераклита – это не только вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он тождествен божеству.

Жизнь Гераклита, рожденного в соседнем с Милетом полисе Эфесе, нам практически неизвестна. Об этом свидетельствует его резкая критика предшествующих и современных Гераклиту древнегреческих мудрецов — Гомера, Гесиода, Пифагора, Ксенофана, Архилоха. По его мнению все они недостойны высокого звания «мудрых», ибо не постигли того, что понял сам Гераклит.

И в данном случае Гераклит как бы символизирует собой древнегреческое понимание фигуры философа — отрешенного от земных бренных проблем, занятого лишь одним — поиском истины. Суть же самого Логоса раскрывается Гераклитом в нескольких принципах. По мнению Гераклита, весь мир соткан из бесчисленного числа противоположностей, противоречий, противоборствующих сил и тенденций.

§ 5. Гераклит Эфесский

Наблюдение над самым обыденным явлением — течением реки — позволило Гераклиту сделать гениальный вывод о бесконечном развитии и изменчивости всего сущего. Все в мире относительно — эту популярную ныне мысль можно было бы вполне приписать Гераклиту, если бы он ее высказал столь дословно. Но у Гераклита она выражена опять же опосредовано, опять же в виде неких афоризмов.

В. В. Миронов. Философия: учебник для ВУЗов

Как видим, огонь по Гераклиту вечен, но не абсолютен, он тоже существует в соответствии с великим Логосом — постоянно изменяется: то возгорает, то угасает. Процесс рождения Вселенной продолжается вновь и вновь. И недаром говорит Гераклит: «Всех и вся, нагрянув внезапно, будет Огонь судить и схватит». И здесь Гераклит раскрывает свое этическое учение, рекомендует некие нравственные нормы, соблюдение которых и приведет каждого человека к высшему знанию.

Большинство из них представляют собой своего рода афоризмы, своеобразные «мудрые мысли», каковыми, видимо, и высказывался сам Гераклит. Диоген Лаэртский сообщает, что Гераклит, «возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами».

Иностранные языки

С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем одноимённого платоновского диалога. Следы зороастрийского влияния обнаруживаются и в некоторых фрагментах Гераклита. Данная доктрина является скорее следствием из (3) и (4), чем самостоятельным положением учения Гераклита. Современные интерпретации зачастую строятся на признании несостоятельными частично или полностью всех этих положений у Гераклита, и характеризуются опровержением каждой из этих доктрин.

В отличие от учения Ксенофана, у Гераклита бог выглядит как имманентный вещам или как сумма пар противоположностей. Мудрость состоит в подлинном понимании того, как устроен мир. Мудрым может быть только Бог, человек наделен рассудком (φρόνησις) и интуицией (νοῦς), но не мудростью. Учение об огне Гераклита можно понимать как ответ ранним ионийским (милетским) философам. Огонь постоянно изменяется, впрочем как и остальные элементы. Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения.

Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Через Сократа и стоиков эта мысль Гераклита перешла, видимо, в таргумы, а оттуда — в христианское учение о Логосе — втором лице Пресвятой Троицы. Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Диоген Лаэртский приводит несколько заглавий сочинения Гераклита: «Музы», «О природе», «Правило негрешимое уставу жить» и ещё ряд вариантов; скорее всего, все они не принадлежат автору.

12. Гераклит // Досократики. Хольцман А. Сходство и различие между учениями о противоположностях у Гераклита и Николая Кузанского // Verbum. Гераклит же пошел в другом направлении: он признал высшим законом сущего само изменение.

Огонь Гераклита – это не разрушительное пламя всеобщего пожара, а разумная субстанция, творящая мир в соответствии с законами и логикой

Гераклит стал искать абсолют в самой подвижности мироздания и нашел его в огне, который является одновременно и стихией и процессом. Так же как и в случае с водой Фалеса и воздухом Анаксимена, огонь Гераклита – это нечто большее, чем видимый физический огонь. Огонь Гераклита есть то, что движет всё. Он есть живая душа изменения.

Гераклиту приписывают слова «все течет, все изменяется», хотя в действительности он мог бы скорее сказать: «все изменяется, все горит». Для описания этого аспекта огня, Гераклит впервые ввел понятие Логоса, впоследствие получившее широкое применение у неоплатоников и в христианстве.

Огонь — образ вечного движения

Гераклит, как и все досократики, не отделяет стеной качественного различия материальное и духовное. Душа по Гераклиту (как и у Пифагора/6/) есть частица божественного огня. В силу своей огненной природы душа сообщается с окружающим её мировым огнем, который есть во всех вещах и во всё проникает. Тем самым Гераклит фактически впервые выразил мысль о всеобщности разумного начала в душе человека.

Гераклит однако смотрел на человека с пессимизмом. Для Гераклита мир – это угасшее божество, область страданий и смерти. Философия Гераклита мистична и близка по духу греческим мистериям, в которых также праздновалось вечное рождение и обновление жизни. Через мистерии древние греки обретали путь в небеса.

Невозможность ответить на эти вопросы внутри системы Гераклита привела его последователей к скептицизму и отрицанию познания. 2) Кратил, по преданию, — последователь Гераклита и учитель Платона.

По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разумен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Парменид (конец VII – VI в. до н.э.) – философ и политический деятель. Апории Зенона связаны с диалектикой дробного и непрерывного в движении.

В современных терминах можно сказать, что Гераклит называл огнем все процессы молекулярного движения и превращения. В понимании Гераклита, Логос существует вечно и все в мире происходит согласно Логосу.

Еще про iPhone:

  • Очень большая энциклопедияОчень большая энциклопедия В теории струн это реализуется. Кетов С. В. Введение в квантовую теорию струн и суперструн. Т-дуальность связана с симметрией в теории струн, применимой к струнным теориям типа IIA и IIB и […]
  • Представляем новинки: радар-детекторы INTEGO серии GRAND PRIXПредставляем новинки: радар-детекторы INTEGO серии GRAND PRIX 3. GOLD — радар-детектор с модулем GPS/ГЛОНАСС. 4. PLATINUM — радар-детектор для самых требовательных к качеству и функциональности. В радар-детекторе INTEGO PLATINUM можно отключить […]
  • Схема разбора существительногоСхема разбора существительного Употреблено в форме ...числа4. Во второй статье рассмотрены порядок и примеры морфологического разбора. Морфологический разбор проводится только для слов, представленных в конкретном […]
  • 17. Географические координаты17. Географические координаты Географическая широта и долгота. Работает в Яндексе и поиск места на карте по географическим координатам. На картах Яндекс координаты отображаются в порядке «широта, долгота». Большинство […]