Двухкорпусная летающая лодка Савойя-Маркетти S-55

11 июля, заметка «Розыск самолета «Л-840»: «Вчера в Хабаровск прилетел пилот Мазурук с начальником политотдела гражданвоздухофлота т. Остапенко.

Самолет спроектирован под руководством А. Маркетти. Во второй половине 20 — 30-х гг. гидропланы S-55 стали настоящими визитными карточками итальянской авиации и авиационной промышленности, совершив несколько дальних групповых перелетов. Однако к началу 1939 г. в строю ВВС Италии оставалось только 13 S-55, а к концу года все они были списаны. В июле-сентябре 1932 г. они участвовали в операциях гражданской войны, но в 1937 г. эксплуатация бразильских S-55 прекратилась.

Все эти самолеты благополучно дослужили до начала войны с СССР. По состоянию на июнь 1941 г. они входили в состав 102-й эскадрильи. В 1942 г. было потеряно два S-55, а к концу года последние машины этого типа были списаны по износу. Шесть гражданских Savoia-Marchetti S-55 эксплуатировались в СССР на дальневосточных авиалиниях.

Поэтому мы изучили подшивку нашей газеты за 1935 год. И нашли сведения, которые, возможно, помогут раскрыть тайну найденного в тайге самолета. Все ясно. Местонахождение неизвестно, туман. Следите за нами». В 11 часов 58 минут радист самолета Ефремов передал следующее: «Сообщите авиасводку о погоде». Весь район Медвежьей реки, куда скрылся самолет Святогорова, был исследован до мельчайших подробностей аэропланами и катерами.

Боевое использование гидросамолетов Савойя-Маркетти С-55

Два мотора в тандемной установке смонтированы на ферме над центропланом. Первый прототип с моторами «Фиат» A.12bis (300 л.с.) вышел на испытания в 1923 г., показав отличные по тем временам летные данные.

Моторы «Изотта-Фраскини» «Ассо 750» (750 л.с). В 1933 г. построено 23 единицы, впоследствии получивших вооружение и использовавшихся в качестве разведчиков и бомбардировщиков. Являясь замечательной машиной для конца 20-х гг., ко времени Второй мировой войны S-55 успел совершенно устареть, и его участие в войне было лишь эпизодическим. Была высказана версия, что это могут быть фрагменты итальянского гидросамолета «Савойя-55», что он потерпел аварию в 1935 году во время рейса из Александровска-Сахалинского в Хабаровск.

Лётно-технические характеристики самолёта модификации S-55A

Вот что в ней говорится: «26 июня, в 10 час. 40 мин. утра из Александровска на Сахалине в Хабаровск вылетел пассажирский самолет «С-55» под управлением летчика Святогорова. На борту самолета находилось 8 пассажиров, бортмеханик Стыченко и радист Ефремов. В этот же день пилот Александр Иванов вылетел из Нижне-Тамбовска на разведку.

Для розысков самолета «С-55» создана комиссия в составе тт.: Лапина, Западного и Остапенко. На поиски Святогорова мобилизованы морские суда в Татарском проливе и самолеты». На борту самолета находились пассажиры: Бараксин (механик Тымовской МТС) и его жена Ильинская с ребенком (Тымовское — поселок на Сахалине близ города Александровска.

В беседе с нашим сотрудником товарищи Остапенко и Мазурук сообщили следующее: «Прежде всего, нами было проверено сообщение т. Солдатенко о местонахождении самолета «Л-840» в районе поселка Погиби

Через 1 ч. 08 мин. после взлета нижнетамбовская рация запросила самолет Святогорова о его местонахождении. В этот же день в 15 часов начались розыски. В этот же день в 13 ч. 25 мин. начальник штаба энской части заметил в районе Дунай моноплан с красными лентами на хвостовом оперении. Самолета не было видно. Шел дождь. В этот же день капитан катера «Москальво» видел лично самолет Святогорова у мыса Чихачева низко летящим над водой. Розыски продолжаются».

В поисках самолета он пролетел около пяти тысяч километров, опрашивал население — рыбаков, охотников и др. Поиски оказались тщетными. В связи с этим сообщением, которое вносит некоторую ясность в вопрос о пути самолета Святогорова, комиссия по розыскам «Л-840» решила сосредоточить в этом районе все главнейшие спасательные средства.

В тот же день, позднее, вылетел пилот Иванов. Охотники Владимиров и Краснов утверждают, что 26 июня они видели самолет Святогорова, скрывшийся в районе горы Конической. В те годы было принято скрывать «за семью печатями» информацию менее существенную, чем авиакатастрофы.

О ходе ее проведения и результатах сообщила газета «Воздушный транспорт» 24.08.1985 г. в статье С.Глухова «Второе исчезновение «Савойи»

Потому что, если кто помнит, в советские времена писать о воздушных и прочих ЧП было настолько не принято, что гражданам и в головы не приходило, что авиалайнеры вообще способны падать. Согласитесь, рядом с такими характеристиками информация о гибели самолета не совсем уместна.

Последнюю сводку Святогорову передал Нижне-Тамбовск, после чего связь с самолетом была прервана. В течение 1 часа 57 минут Л-840 держал связь с землей, принимая метеосводки. В 11 ч 51 мин был получен ответ: «Принял. В январе 1931 г. 11 S-55, совершивших перелет в Рио-де-Жанейро, были куплены бразильским правительством. 3 июля в заметке «Розыски самолета «Л-840» наша газета сообщает: «Вчера редакция получила дополнительные сведения об исчезнувшем самолете летчика Святогорова «Л-840» (типа «Савойя-55»).

Еще про iPhone: