Канта. В этом понятии фиксируется различие между вещами, как они существуют сами по себе, и вещами для нас, т.е как они предстают в нашем познании

Канта. В этом понятии фиксируется различие между вещами, как они существуют сами по себе, и вещами для нас, т.е как они предстают в нашем познании. ВЕЩЬ В СЕБЕ (нем. Ding an sich, Ding an sich selbst) — важнейшее понятие кантовской философии. Так же поступили и неокантианцы, для которых вещь в себе не более чем субъективное понятие границы познания.

Если бы природа означалa существование вещей самих по себе, то мы никогда не могли бы её познать ни a priori, ни a posteriori. Это выражение вошло и в повседневный обиход. В ряде переводов работ Канта последних десятилетий XX века Ding an sich переводится как «вещь сама по себе», что адекватно кантовскому пониманию. В процессе мысленного конструирования важную роль играет воображение.

Вещь в себе», по Канту, – это материя, лежащая у истока наших ощущений. Гегель, а вслед за ним Сартр и современная философия, противопоставляют «в себе» (вещь) и «для себя» (человеческое существование). В разных коррелятах одна и та же вещь предстает по разному, а выражение «одна и та же» отражает наличие некоего инвариантного коррелята.

Понятие «В. в с.» имеет у Канта и др. значения, в т. ч. умопостигаемого предмета, т. е. безусловного, запредельного для опыта предмета разума (бог, бессмертие, свобода). Противоречие в кантовском понимании «вещи в себе» заключается в том, что, будучи сверхчувственной, трансцендентной, она в то же время аффицирует наши чувства, вызывает ощущения.

Ding an sich, Ding an sich selbst; англ. thing in itself) — филос. термин, обозначающий вещи, существующие сами по себе, независимо от чел. познания и практики (см. Деятельность). Вопрос о них рассматривался еще в Античности, но особое значение приобрел в Новое время, став одной из центр. проблем в учении И.Канта.

Канту, вещь, существующая для себя самой, независимо от познающего субъекта, «истинное» бытие, «проявления» которого суть эмпирические вещи и на которое именно эти «проявления» и указывают

1) Это понятие указывает на наличие внешн. возбудителя наших ощущений и представлений, выступая символом непознанной части объекта. В. в с. как материальные объекты аффицируют нашу чувственность, побуждают ее к деятельности и появлению в ней разл. модификаций ее состояний, хотя процесс отражения при этом не происходит.

Вещи сами по себе не могут быть такими предметами

О В. в с. мы не имеем в сознании ничего, кроме ноуменов, т.е. абстрактно умопостигаемых (интеллигибельных) объектов. Познание, по Канту, направлено не на В. в с., а на ощущения нашей чувственности, к-рые синтезируются категориальными схемами рассудка. Абсолютное противопоставление В. в с. и явлений — осн. онтологич. В этом значении явления предстают как феномены, поск. они как предметы мыслятся в единстве категорий.

В. в с. противоположна явлению, как тому, что с формальной стороны всецело определяется субъективными условиями чувственности

Эта идея явилась одним из наиболее существенных противоречий всей критической философии. Первый делал акцент на необходимости элиминировать ее как таковую из философии вообще (отрицая такие ее свойства, как объективное существование вне нас и независимо от нашего сознания). Локк полагал, будто «вещи сами по себе», т.е. духовные и материальные субстанции, непознаваемы. Последняя точка зрения была повторена и развита рядом философов 18 в., к-рые в силу метафизич.

Кант полагает, что понятие о вещи в себе возникает как коррелят понятия явления

Вещи познаваемы лишь такими, какими они являются нам в нашем чувств. Не будучи теоретически познаваемы, по Канту, «вещи в себе» мыслимы, т.к. в противном случае явление существовало бы без того, что в нем является. Говоря о непознаваемости «вещи в себе», Кант, однако, не ставил никаких границ эмпирич.

Энгельс показал, что «самое решительное опровержение» учения о непознаваемости «вещи в себе» «заключается в практике, именно в эксперименте и в промышленности. В. Асмус. Москва. Но и в опыте В. в с. нам не даны. Все истинные утверждения о В. в с. (кроме, возможно, тезиса о их бытии) на деле оборачиваются отрицаниями: они вне пространства, вне времени и т.д.

Коррелятивная онтология отрицает само существование вещей в себе, как независимых от взаимодействия с другими вещами. Ведь если человек как познающий субъект создает (правда, при посредстве независимых от него вещей в себе) мир явлений, то он сам не может быть только явлением, т. е. одним лишь представлением. Априорное познание возможно лишь в том случае, если наши понятия содержат в себе условия возможности тех или иных предметов.

Еще про iPhone: