Понятия и категории

Дао — понятие, в котором сливаются высшие достижения китайской философии и медицины, да и всех других смежных наук, дошедших до этой высоты разными путями. Нетрудно понять, что философия «преследования покоя в движении» по своим целям и значению применима не только в единоборстве. КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ—имеет длительную историческую традицию.

Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, мужского и женского начал в природе. Именно в эти века зарождаются гл. философские школы: даосизм (Лаоцзы и Чжуанцзы), конфуцианство, школа моистов (Моцзы и его последователи). Субъективный идеализм в неоконфуцианстве развивали Лу Цзю- юань (Лу Сяншань) и особенно Ван Шоужень (Ван Янмин). В последние годы многие маоистские установки, в частности нашедшие выражение в так называемой «культурной революции», были пересмотрены и подверглись корректировке.

КОНФУЦИАНСТВО — ОСНОВА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА. Основа Бинцзя — взгляд на военное искусство как выражение общекосмических законов и инструмент регуляции общества. Чем так неудержимо манит к себе сердца людей китайское искусство единоборства — ушу? Чем оно их чарует, завораживает и опьяняет? И, используя таинственные ритуалы, передавать свои достижения из поколения в поколение? В чем же все-таки кроется секрет неотразимости и притягательности ушу? Китайская поговорка гласит: «Пышная листва у тех деревьев, у которых корни глубокие».

Это философия, направленная на восстановление гармоничного единства человека с природой, единства на совершенно новой основе

Или же это просто претензии на оригинальность и символика? И сон этот тоже необходимо нарушить. Идеальный уровень гармонии — это сохранение непрерывного безразличного равновесия психических и физических процессов в условиях движения. Такое состояние сознания сохраняет присутствие духа, покоя, почти равнодушия и одновременно повышенной трезвости в любых условиях.

Когда осуществляется связь состояний покоя и движений человека с единой поступью Вселенной, то в ушу человек без подготовки встречается с покоем незыблемым; с ударом, рушащим любую поверхность. Цель «преследования покоя при движении» в единоборстве — это «покорение движения (противника) покоем».

В тот же момент он, «отказываясь от себя, подчиняется противнику», что происходит на основе выучки и установки к «подчинению покоя движению, цели — беспристрастности»

Конкретное проявление такой работы и мастерства заключается в умении «овладеть моментом и ситуацией». Понятия, кое в чем напоминающие две противоположности в современной теории о единстве противоположностей. Не меньший интерес представляет и вся гипотеза об «обратном» жизненном процессе в целом. В иных отношениях эта гипотеза выражается и другими словами: «возвращение к простоте и истинной натуре».

Кроме того, состояния «недеяния» еще надо добиться, его надо «сделать», что у Лао-цзы так и выражено: «делать недеяние». Предпосылкой же для верной интерпретации являются поворот в методе и способах мышления, более широкий кругозор, большая чуткость к законам природы, особенно к законам человеческой природы. Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях.

Эти принципы объясняли все характерные физические свойства металлов (ковкость, горючесть и пр.) и обосновывали возможность трансмутации. В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами.

ДАО (букв. — путь, дорога), одно из важнейших понятий китайской философии, центральное понятие даосизма. И тут опять играют роль принципы единства, принцип индукции человеко-природы, принцип их синхронности, присущие китайской философии. В период 5—3 вв. до н. э. происходит дальнейшее развитие древнекитайской философии. Положение даосской философии о мироздании и порождении всех вещей выражено Лао-цзы в изречении: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три — 10 тысяч вещей».

Еще про iPhone: