Ru: Сема и семема Что это такое

Семы пред­став­ля­ют собой элементарные отражения в языке различных сторон и свойств обозначаемых предметов и явлений действительности. В плане выражения слово — это лексема. В лексическом значении слова «отец» (‘мужчина по отношению к своим детям’), как и во всех других терминах родства, выделяется архисема ⟨родственник⟩.

В структурно-семантическом аспекте раскрывается внутренняя семантическая производность слова, т.е. эпидигматика. Кроме того, учитываются различные семантические включения и смысловые возможности слова в целом. Лексическое значение слова может включать: 1) понятие.

Эмоциональная коннотация связана с выражением чувств, волевых побуждений, интеллектуальных сравнений, т.е. отношения говорящего к называемому предмету, признаку и т.д. Орел – «1. Хищная птица из семейства ястребиных, с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях» – только предметно — понятийное содержание. 2) перен. о гордом, смелом, сильном человеке» – эмоциональная коннотация на основе сравнения орла и человека с положительными качествами.

В переносном значении может присутствовать коннотативная, потенциальная сема «неприятно»: По болоту ходить – тоже не мед (Пришвин). Сема является операциональной единицей компо­нент­но­го анализа и лексико-семан­ти­че­ских вариантов слов и установлении их сходства и различия. С помощью дифференциальных сем описываются различия единиц семантического поля. Это семы видовые.

Ломтев Т. П., Общее и русское языкознание. Гак В. Г., Сопоставительная лексикология. Итак, неоднородность и иерархичность — главные особенности семной структуры.

В первом случае полный набор сем включает не только собственно лек-сические, но и грамматические семы – компоненты грамматического значения. Она осуществляется в разных аспектах их рассмотрения. Большую роль в разработке типологии сем сыграли работы А.А.Звегинцева, Д.Н.Шмелева, З.З.Поповой, И.А.Стернина.

Н-р: хлеб — пищевой продукт, выпекаемый из муки. В семной структуре этого слова есть лексико-грамматические семы ‘конкрет-ность’, ’вещественность’. Например, у словоформы хлебный (магазин) такими семами яв-ляются ‘мужской род’, ‘единственное число’, ‘именительный падеж’. Её называют по-разному: интегральная сема, архисема, ядерная сема, идентифицирующая се-ма. Например, для глаголов речевого сообщения такой семой будет ‘сообщать’:Врать.

Ядерные семы выражают инвариантное значение класса категориально-лексические семы. Именно они составляют центр, ядро семемы, в составе се-мемы КЛС всегда автономна, независима. Обычно в словаре, в составе словарных дефиниций они описы-ваются единицами метаязыка: предмет, явление, человек, животное, устройст-во, растение и т.д.

Лингвистический энциклопедический словарь

Чувство и состояние крайнего возмущения и недовольства кем-, чем-л.’; ГОРДОСТЬ. В данных словарных дефинициях лексическим репрезентантом ядерной КЛС является словочувство. Периферийные семы. Это интерпретационные семы, варьирующие и дифференцирующие семантическую идею класса.

Следует отметить, что в семной структуре различных слов они могут сочетаться, давая многоаспект-ную конкретизацию семантической идеи класса слов (см. вышеприведенные глаголы). Этот подход опирается на концепцию значения и его компонентов как знаний о мире, свойственный когнитивной лингвистике. Как отметил А.Е.Супрун»Каждое слово вбирает в себя опыт людей, становится сгустком этого опыта, который и превращается в орудие мысли следующих поколений».

4. Связь с действительностью и личностью говорящего. С учетом этого фактора семантические признаки делятся на системные и лич-ностные. 1)Системные семы входят в структуру семемы и являются общеизвестными для всех. Именно эти семы изучает семасиология. Например: ФУТБОЛ это ‘Спортивная игра, в которой игроки каждой из команд ударами ног стремятся забить мяч в ворота противника’. 2) Личностные семы существуют в индивидуальном сознании, они характерны для индивидуальной языковой компетенции.

Толстой Н. И., Некоторые проблемы сравнительной славянской семасиологии, в кн.: Славянское языкознание

Результаты подоб-ных экспериментов фиксируются в ассоциативных словарях. Возьмем слово СТУДЕНТ. Его значение в словаре –‘Учащийся высшего учебного заведения’. Личностные семы характерны для детской речи, художественной речи. И.А.Стернин приводит следующий пример из пьесы А.Вампилова. По этому параметру семы различаются в процессе употребления, в речи. Они делятся на яркие актуализованные семы и на слабые, в меньшей степени актуализованные.

У словалимонный (лимонная мгла)яркой является также категориально-лексическая сема ‘светло-желтый’, слабой ‘имеющий цвет кожуры лимона’. При употреблении в данном контексте глаголависеть яркими являются категориально-лексическая сема (‘находиться в вертикальном направлении’) и дифференциальная сема (‘без опоры внизу, на весу’).

Выделение этих признаков чрезвычай-но важно потому, что именно они служат чаще всего развитию многозначно-сти, являются основой различных метафорических и метонимических перено-сов. 7. Связь с культурой, культурными знаниями Слово аккумулирует информацию и национально-культурологического плана , что объясняет и наличие в семной структуре национально-культурного компо-нента.

В отличие от семы семема — единица плана содержания более высокого уровня: будучи социально обусловленной, она выступает как содержательная сторона языковой единицы на коммуникативном уровне. СЕМА — (от греч. sēma – знак). Понятие и термин лингвистики и психолингвистики; минимальная единица плана содержания.

Еще про iPhone: