Юрий Николаевич Холопов — Статьи

На тему, идущую в обращении в тональности Dis, имеющую в качестве опоры мажорное трезвучие, стреттно наслаивается тема в ее основном виде, но в тональности D и с опорным минорным трезвучием. После этого начинается разработка двух основных тем фуги в их одновременном звучании. 4] См. об этом подробно в статье: Холопов 10. Проблема основного тона в теоретической концепции Хиндемита.

Кроме упомянутых двух сборников, имеются в ви­ду «24 прелюдии и фуги» Д. Шостаковича. 48 прелюдий и фуг» Баха, открывшие этот список, дважды охватывают 24 диезных и бемольных тонально­сти в их хроматической последовательности. 24 прелюдии и фуги» Шостако­вича строятся по кварто-квинтовому кругу, исходя из особенностей ладового тяготения семиступенного звуко­ряда.

Иное, совсем необычное претворение эти же тради­ции нашли в цикле «Ludus tonalis» П. Хиндемита. Но это иная, не сходная с додекафо­нией, организация звуков, в основе которой лежит свой­ство их акустической близости. Тональность в понимании Хиндемита перестает быть догмой, «она не есть — данная природой предпосылка звуковых явлений», как говорит сам композитор. Соподчинения акустически родственных звуков в едином ряду вокруг тонального центра Хиндемит доби­вается с помощью натуральных большой и малой тер­ций и чистой квинты.

Отталкиваясь от простейшей формы взаимосвязей и соподчинения звуков, выраженных в выведенном им ря­ду, Хиндемит по-новому подходит к решению проблемы интервалики и аккордовой структуры. В связи с этим выводом, такие созвучия, как в при­мере 2, должны пониматься как равнозначные.

Хиндемит считает, что наиболее сильное гармониче­ское действие заключено в квинте, в то время как малая секунда и большая септима обладают самой слабой ак­тивностью. Остальные же интервалы оказываются про­межуточными и группируются в порядке ослабления их энергии, убывающей по мере удаления от квинты к большой септиме. Если в аккорде имеется квинта, то нижний ее звук яв­ляется основным тоном всего созвучия; так же обстоит дело с терциями и септимами, если в аккорде нет дру­гого более сильного интервала…

Этот ряд говорит о том, что музыкальное развитие цикла происходит не только в сфере игры звуков и то­нальностей

B результате исследования гармонии, мелодий и ритма Хиндемит выводит понятие о «троякой энер­гии» — ритмической, мелодической и гармонической, заключенной в аккордовых комплексах. Стройность и разумность системы Хиндемита вытекают органически из его творческой практики, что служит ярчайшим утверждением ее, доказательством ее право­мерности. Уже само построение цикла несет в себе черты, отличающие его от построения сборников Баха и Шо­стаковича.

Большую роль в развитии разработок и всей фуги в целом играют интермедии

Таким образом, композитор как бы в крупном пла­не демонстрирует звучание своего 12-тонового ряда, каждый тон которого в данном случае не просто один из звуков этого ряда, а основной той тональности. Но и в каждой из 12 тональностей получает свое развитие, свою «игру» семейство двенадцати звуков. С одной стороны, каждая фуга — это один продленный звук хиндемитовского ряда, устремляющийся к следую­щему; это какая-то одна краска, которую в расширен­ном временном развитии дополняют 11 других.

Немаловажную роль в круговом развитии цикла иг­рают и 11 интерлюдий, помещенных между фугами. Наряду с принципами теории основного тона и за­конов тональных связей, в «Ludus tonalis» нашли прак­тическое осуществление и ряд закономерностей формо­образования. В эту же игру втянуты многообразные мет­рические элементы, по-разному организующие пульса­цию звуковых и тональных сопоставлений. Новаторство Хиндемита в использовании и трактов­ке различных формообразующих элементов не являет­ся, как уже указывалось, беспочвенным или умозритель­ным явлением.

6] Леонтьева О. Карл Орф и Пауль Хиндемит. В кн.: Му­зыка и современность, вып. 1. М., 1962, с. 281. Здесь следует на­помнить о 24-х прелюдиях и фугах Р. Щедрина, о которых мы уже говорили. Первый том, вышедший в 1966 году, содержит 12 пре­людий и фуг в диезных тональностях; второй (1971) — 12 прелюдий и фуг в бемольных.

Будь это сложная или простая фуга, творческая фантазия композитора никогда не теряет ясности и простоты, придающих необычному звучанию цикла особую легкость слухового восприятия. Ба­ха, у русских классиков, хотя и имеет свои отличитель­ные особенности.

В разработках Хиндемита, как и у Баха, происходит многообразное переосмысление основного (многократно преобразующегося) материала. Две­надцать фуг, включенных в этот цикл, задуманы им как «контрапунктические, тональные и пианистические уп­ражнения». Классические структуры в современной гармонии // Теоретические проблемы музыки XX века. Вып. 1. М.: Музыка, 1967, с.91-128. В ней почти такие же экспозиции тем, как и в фуге cis-moll Баха, но все они нормативны.

Еще про iPhone: